blank

В Кармаскалинском районе рассказали о костюмах верховых чувашей

Беседа с детьми о костюмах верховых чувашей прошла 5 февраля 2021 г. в Кармаскалинском районе. Главный специалист филиала Дома дружбы народов РБ – Чувашского историко-культурного центра Светлана Матвеева познакомила собравшихся не только с национальной одеждой, но и с двусторонней вышивкой.

Слово Светлане Семеновне:

«Верховые чуваши (вирьялы) проживают на компактной территории от Суры до Волги, между городами Ядрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне это северо-западные районы Чувашской Республики). Формирование этой этнографической группы произошло в XIV–XV веках в результате ассимиляции пришлыми болгарами части горномарийских и мордовских племен. В середине XIX века этнограф Спиридон Михайлов указывал: «Здешние чуваши в последствие времени переняли костюм от черемис, но однако ж у иных и поныне хранятся старинные наряды…»

Женский костюм верховых чувашей имел объемные формы, поэтому силуэт был спокойным и устойчивым. Такой костюм подчеркивал достоинство и здоровье женщины, диктовал определенную пластику движений. Он не был тяжеловесным, не затруднял движений, что отвечало идеалам красоты и характеру чувашей.

Рубаха из тонкого белого холста являлась основой костюма. Она шилась очень просторной, длиной до середины голени. Прямые рукава были широкими и длинными. Декор рубах был лаконичным, почти графичным. Узоры выполнялись тонкими нитками, мелкими контурными швами и косой стежкой. Нагрудная часть обрядовых рубах покрывалась узорами и крупным орнаментом из шелковых лент. Вдоль плечевого шва, а также на концах рукавов и по подолу располагались узкие полоски вышивки в один-два цвета. Использовались такие швы, как «глаза цыпленка», «гусиные зубы», «волна», «змейка», «дурной (или мудреный) шов». Прелесть орнамента – в гармоничном сочетании рисунка и больших участков белого фона, разнообразии и филигранной точности: «на праздник или, например, на свадьбу чуваш наденет рубаху такую, что подумаешь – на ней не рисунок вышит, а вплоть ее паук паутиной оплел…». В конце XIX – начале XX века нагрудную часть рубахи почти не расшивали узорами, так как ее стали закрывать богатыми серебряными украшениями. Лишь края грудного разреза продолжали «защищать» плотным, искусным орнаментом темных тонов.

Рубахи надевались особым образом: туго подпоясывались, а затем поддергивались кверху по всей талии так, что подол поднимался до уровня колен. Сверху подвешивали передник и повязывали еще два пояса, к которым крепили различные поясные подвески. Концы старинных поясов вышивались сложными многоярусными узорами с космогонической символикой.

Нынешние верховые чуваши (вирьял) в Башкортостане являются потомками сравнительно поздних переселенцев. Они появились здесь во второй половине XIX – начале XX в. и в настоящее время проживают в таких селениях, как Ахметка, Новозириково, Антоновка в Гафурийском, Косяковка в Стерлитамакском, Никитинка в Туймазинском, Новомихайловка, Павловка в Куюргазинском районах. Чуваши этих селений до сегодняшнего времени сохранили некоторые особенности верхового диалекта в языке (окание), в материальной культуре (типично верховые по покрою белые женские платья) и отчасти в духовной культуре (песнях, обычаях и обрядах). Чуваши названных деревень до сегодняшнего времени осознают себя вирьялами, а чувашей из окрестных деревень называют кунтисем, кунти чавашсем, т.е. «здешние», или же из-за ношения костюма из синей пестряди – кавак чавашсем, т.е. «синие чуваши». В свою очередь последние нередко называют вирьялов «шура чавашсем» (досл. – «белые чуваши»), что связано с традицией верховых носить одежду исключительно из белого холста или ткани».

blank