blank

В Кармаскалинском районе говорили о Сурхури

В мире много вариантов празднования Нового года. Один из многих праздников – чувашский Сурхури.
У древних народов природные явления имели огромное значение в жизни. Самыми важными были Луна, Солнце и звезды. После летнего солнцестояния световой день уменьшается, а с начала осени уже существенно сокращается сила Солнца и ночи становятся все длиннее, то есть тьма все увеличивается и медленно достигает своей вершины в конце декабря когда происходит зимнее солнцестояние.
В тюркских языках “хора”, “кара” – “темно” и, таким образом, можно полагать, что сегодняшнее значение в слове сурхури, “хури” скорее всего означает “темноту”, а “сор” означают вершину тьмы или переворот тьмы. В чувашском и в тюркских языках “сӑрт” – это вершина, возвышенность и высокая точка.
Для того чтобы узнать как могли праздновать предки чуваш праздник Сурхури надо обратиться к истории.
Древнейший чувашский сельскохозяйственный праздник сурхури почти не сохранился. Его немного помнят 80-90-летние бабушки и дедушки. В некоторых местностях сурхури проводят фрагментарно. В программе — обряды гадания, хождения ряженой молодежи по домам с частушками и благопожеланиями, с элементами Хэллоуина и собиранием съестных даров.
Мы не знаем подробно как праздновали наши далекие предки Сурхури, но важно, что мы знаем, что и когда отмечали. После принятия христианства массовое празднование Сурхури стало невозможным и народ сохранил до настоящего времени лишь некоторые элементы. Обряды смешивались с христианскими и много традиционного было утеряно. В то же время не стоит думать что Сурхури это уже утраченный элемент народной культуры.
Сурхури — это старинный чувашский праздник, который отмечают в период зимнего солнцестояния. После принятия христианства, начало праздника совпало с христианским рождеством, а продолжается он до крещения. В эти дни проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В Башкортостане, в котором лишь в нескольких деревнях компактно проживает этнографическая группа чувашей-вирьял, сохранили еще более удивительный фрагмент праздника — танцевальный марафон.
Танцевальный марафон сурхури в селе Косяковка Стерлитамакского района проводится три ночи подряд в Рождество и еще две ночи в другие дни января. Танец длится 45 минут и пары могут меняться, передохнуть. Труднее всего приходится музыканту. Состоит он из 12 танцев. Каждый танец имеет своё название. Начинают его танцевать в ночь с 07.01 на 08.01, с 08.01 на 09.01, и с 09.01 на 10.01, а потом еще с 14.01 на 15.01 и с 19.01 на 20.01. Танцуют эти танцы только не замужние и не женатые парни и девушки. Раньше, в старину, эти танцы танцевали в 7-8 домах. По словам жителей села, как и раньше, молодые люди на свои деньги снимают и нанимают гармониста, так как дома культуры в селе нет (клуб в Косяковке сгорел давно, в лихие 90-е).
Сурхури был настолько сильным праздником у чуваш, что и после принятия христианства название этого праздника они перенесли на христианский праздник, который отмечается позже дня зимнего солнцестояния.
Светлана Матвеева, главный специалист Чувашского историко-культурного центра.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК МОЖНО ЗДЕСЬ (ссылка активна)
blank