blank

В д. Баш Тирма Благоварского района прошла встреча в рамках празднования 500-летия со дня рождения Канзафар-бия

В Башкортостане отмечается 500-летие со дня рождения легендарного предводителя башкир племени мин Канзафар-бия. В рамках празднования филиал Дома дружбы народов Республики Башкортостан – башкирский историко-культурный центр «Сарайлы» имени Канзафар-бия совместно с сельским домом культуры с.Ямакай организовал и провел встречу жителей деревни Баштерма (Баш Тирма) с местными поэтами.

Встречу открыла главный специалист ДДН РБ Гульфира Ахметшина. Она подробно рассказала об исторической личности, о присоединении башкир к Российскому государству, о роде минцев. Также Гульфира Хурматовна ознакомила всех с историей деревни, поведала о возникновении названия и том, кто ее первые жители.

Поделился воспоминаниями о местных жителях выходец из деревни Баш Тирма Шамиль Рязапов. Около 40 лет он работал трактористом в совхозе “Искра”. Тепло поприветствовав земляков, Шамиль Такиевич вспомнил тех, кого уже нет. О встрече свекра Киньябулат агая с народным поэтом Башкортостана Рашитом Шакуром рассказала Фания Ибрагимова. Материалы о ней и об истории края были опубликованы в сборнике очерков писателя.

Проникновенные стихи о родном крае читали местные самобытные поэты. Деревне Баш Тирма было посвящено стихотворение аксакала Флюра Абдракипова. Задушевные песни Рахимы Ямалетдиновой, Айсылу Карачуриной, задорные танцы Кадрии Ибрагимовой украсили мероприятие.

Встреча продолжилась на полянке в живописном уголке природы. За чашкой чая велись теплые разговоры, звучали шутки и смех. Под баян Халима Юнусова все от души пели старинные песни, танцевали, пообщались вдоволь.

В заключение встречи жители деревни не поскупились на слова благодарности организаторам.

“Давно в у нас в Баш Тирме не было таких мероприятий, – рассказал Шамиль Рязапов. –  Приятно, что нам, простым сельчанам, оказано такое внимание. Не хлебом единым жив человек. Такие встречи, праздники нужны, чтобы стряхнуть груз повседневных забот, встретиться, поговорить по душам. И жизнь после этого играет новыми красками, и живя в самой что ни на есть глубинке, чувствуешь, что ты часть одного района”.

Для справки: В Х-ХI веках башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена, которые имели свои названия. Во главе каждого рода и племени стояли старейшины — бии.

В ХI-ХIV веках минцы составляли одно из образований Золотой Орды, а в ХVI-ХVII веках, отколовшись от нее, заселили бассейн рек Дема, Уршак, берега озера Аслыкуль, верховья Чермасана, Кармасана, Мензели, Ика, Сюня, Актаныша, нижнее течение Караидели и прилегающие земли Белой и Камы. Башкиры в это время были разделены между собой: одни подчинялись казанскому хану, другие — сибирскому, а минцы же — Ногайской орде. После завоевания Русью Казанского ханства ногайские мурзы решили уйти с насиженных земель, попытались увести и подвластных им башкир.

Минцы в ответ организовали встречное движение, предводителем которого стал самый молодой из башкирских биев Канзафар. Часть минского племени решила уйти с ногайцами на территорию нынешней Кубани, но большая часть, приняв сторону Канзафар-бия, родных мест не покинула.

Зимой 1554 года во главе знатных биев и родовых старшин он отправился в Казань просить от имени соотечественников о добровольном присоединении минцев к Русскому государству. Наместник царя боярин Шуйский-Горбатов и воевода князь Андрей Курбский приняли их «очень милостиво» и выдали «Жалованную грамоту» на вотчинное владение землей. В дальнейшем Канзафар-бий призвал находящихся под властью разных правителей племена башкир объединиться под началом русского царя.

blank