Сотрудники чувашского ИКЦ познакомили детей чувашскими музыкальными инструментами
Издавна чуваши придавали особое, сакральное звучанию музыкальных инструментов. Ощущая необыкновенную силу воздействия инструментальной музыки, в народе было сложено о ней много поговорок и загадок. Само же появление музыкальных инструментов и инструментальной музыки приписывалось разным божествам. Музыканты, владевшие исполнительским искусством, были весьма почитаемы как носители сверхъестественной силы.
Бесспорно, что без знакомства с народной культурой невозможно полноценное воспитание личности ребёнка. Одним из значимых средств развития является приобщение детей к музыке. Новые музыкальные впечатления эмоционально обогащает, запоминается надолго, способствует формированию интересов.
29 января работники чувашского ИКЦ познакомили детей чувашскими музыкальными инструментами. Ребята познакомились с чувашскими шумовыми инструментами: барабаном, трещоткой, волынкой, которые есть в наличии в СДК и в ИКЦ. Остальные инструменты пришлось знакомить по фото и видео. Школьники рассмотрели внешний вид каждого инструмента, узнали его название на чувашском языке: шăпăр (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сăрнай (волынка из козьей кожи), шăхлич (дудка); кĕсле (гусли), сĕрме купăс (скрипка), тăмра (домра, балалайка); параппан (барабан), хăнкăрмалла параппан (бубен), тренчел или чан-чан (треугольник); хут купăс (гармоника), купăс (варган), называвшийся в старину пăлнай. Дети выбрали наиболее понравившиеся инструменты и слушали, как они звучат. Посмотрели видео «Чувашские музыкальные инструменты». В видео звучит балалайка. Детям объяснили, что у чувашей не было балалайки, у них домра.
Особый интерес привлек у детей шăпăр. Дети многое узнали об этом инструменте из истории. Чувашская волынка (шӑпӑр, сарнай). Первое упоминание волынки — в 1 в. нашей эры: по свидетельству Светония, на ней играл Нерон. Однако есть упоминания и более раннего волынщика — сатир Марсий, бросивший вызов Аполлону, иногда играет не только на флейте, но и на волынке. Жестокосердый бог превратил Марсия именно в подобие волынки — содрав с него кожу, растянул ее на ветвях, и она бесконечно «пела», надуваясь ветром. Среди народов, которые не забыли свою, родную, волынку, и она продолжает жить и звучать, — чуваши. В Чувашии каждый знает, что такое сарнай или шабар (шапар, шабр, шыбыр, пузырь). Многие ученые, уверены: чувашская волынка возникла раньше древнегреческой! В шабаре используют пузырь быка или коровы, трубка для вдувания воздуха у него костяная или металлическая, а мелодических трубок две — они укреплены на деревянном ложе. На них надевают раструб из коровьего рога или бересты. Сарнай изготавливают из телячьей или козьей кожи. Играют на нем обычно сидя, громко отбивая ритм ногами. В Чувашии считалось, что шабар обладает магической силой, он звучал, когда нужно было заговорить злых духов, например, на церемонии изгнания бесов вирми.
Рождение, свадьба и смерть — были связаны с обрядами, во время которых играла волынка. В средневековой Европе начались гонения на волынщиков. В Шотландии и Ирландии музыкантов попросту казнили. В России Екатерина 2 издала указ, по которому все волынки объявлялись предметом языческого культа и были приговорены к сожжению. Чуваши оказались среди самых неистребимых и хитрых защитников своего любимого инструмента. Один из христианских священнослужителей оставил воспоминания о том, как он боролся с «вредным» обычаем «пирования на могиле умершего»: «Обыкновенно, по зарытии покойника, собиралось на его могилу много чуваш, которые приносили сюда множество съестных припасов, пива, вина и пр.; раскладывали огни, и начиналось пиршество. Участвовала чувашская музыка, состоящая из волынки. Там же были собаки, которые, доедая остатки, производили драку, что, по суеверному взгляду чуваш, означало веселость покойника. Узнав такой обычай, я строго запретил его. Тогда они начали совершать это по ночам». Из-за преследований волынок в мире сохранилось мало. К тому же инструмент этот отличается капризным характером и требует большого мастерства.
Школьники получили положительный эмоциональный отклик от приобщения к народной музыкальной культуре.