По святым местам Башкортостана
Туймазинское общество башкирских женщин “Ағинәйҙәр” принимают активное участие в культурной жизни района и башкирского историко-культурного центра. Накануне состоялась поездка в Миякинский район.
В Миякинском районе, в стороне от популярных туристических достопримечательностей, возвышается гора Нарыстау. Это место почитаемо среди мусульман. Здесь построена мечеть, рядом бьёт святой источник, а на вершинах холмов расположены две загадочные могилы.
Многие приезжают сюда за водой из святого источника Изге Гали. Местная вода считается целебной. Она холодная, мягкая, приятная на вкус. Неудивительно, что в этой степной местности такой удивительный, довольно многоводный источник издавна почитается. По сведениям, в воде присутствуют ионы серебра. Рядом сооружена купель (в виде небольшого домика), где можно окунуться в ледяную воду. Источник Изге Гали пользуется значительной популярностью. В 2012 году рядом с источником построили красивую мечеть Сахааба.
Наши путешественники тоже набирали святую воду, посетили мечеть, послушали назидания Хурматулла-муллы и положили хаер. Затем под звуки азана направились к Нарыстау. Вершина хоть и крутая, но преодолели ее легко. Рядом с могилами святых читали молитвы “Фатиха”, “Ихлас”, с пожеланиями мира и скорой победы, и за скорой возвращение наших бойцов. Спускаясь с вершины каждая из нас почувствовала облегчение, легкость, бодрость в душе и спокойствие, отмечает главный специалист ИКЦ Гульмира Бикбулатова.
Кому же принадлежат могилы на Нарыстау? Есть две версии. По одной из них, тут похоронены герои башкирского эпоса «Идукай и Мурадым». В одной из могил – богатырь Идукай, отличившийся в борьбе башкир против золотоордынского хана Туктамыша. По мнению историков, Идукай – это Едигей или Эдигей (1352-1419), который был темником Золотой Орды в конце XIV – начале XV веков. Он основал династию, которая возглавила Ногайскую Орду. Его потомками по мужской линии были князья Урусовы и Юсуповы. По этой версии на соседней вершине похоронен сын Едигея – Мурадым.
Однако есть и другая версия, уже ставшая практически официальной.
Считается, что тут похоронены два сахаба (сподвижника), которые отправились на земли башкир в 630 году по распоряжению самого пророка Мухаммеда. Это отец и сын – Зубаир ибн Заит и Абдуррахман ибн Зубаир.