blank

“Питравка-2020”: башкирские танцы

Филиал ГБУ “Дом дружбы народов Республики Башкортостан” Башкирский историко-культурный центр в ХМАО-Югре принимает участие в Межрегиональном национальном празднике “Питравка-2020”. Адиля Назарова с башкирским танцем “Бурзяночка” и  дуэт Айгизара и Адили Назаровых с башкирским танцем “Наследие”.
О башкирских танцах рассказывает главный специалист БИКЦ в ХМАО-Югре Диля Булякова:
“История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.
В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.
На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.
Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.
Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: “В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся”. В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.
В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.
В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук. Мужской танец отличается от женского большой динамичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину”.

 

blank