blank

На выставке «Вышитая история народа» представили полотенце возрастом более ста лет

На экспозиции представлена коллекция полотенец из музеев историко-культурных центров – филиалов Дома дружбы народов РБ. Посетители смогут увидеть подлинные народные произведения — рушники и полотенца народов, проживающих в республике.

К примеру, Татарский историко-культурный центр представил полотенце, которому более 100 лет. Его передала жительница села Буздяк Амина Сакаева, полотенце досталось ей от прабабушки. Несмотря на солидный возраст рушника, цвет узоров хорошо сохранился.

Нередко рушник служил праздничным или обрядовым поясом. К примеру, у удмуртов полотенце выступало в качестве оберега.

Главный специалист Удмуртского историко-культурного центра Ирина Самигулова рассказала, что парня в армию провожали всем селом, в подарок дарили полотенце, приговаривая: «Пусть дорожка будет легкой и не длинной, чтобы скоро домой вернулся живым и невредимым».

Белорусский историко-культурный центр представил свадебный рушник: вышитые полотенца играли большую роль и в белорусских обрядах. К примеру, их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе.

Рушник играл в жизни народов Башкортостана важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

На выставке было четыре рушника, выполненных мастерицей Верой Тарасовой.

Первый чувашский рушник она вышила в 2006 году. По ее словам, тогда обычай ткать для себя памятные обрядовые полотенца отошёл в прошлое. Осознавая эту утрату и пытаясь противостоять ей, мастерица придумала другой способ изготовления семейного обрядового рушника: сохраняя национальный колорит, трансформировала браную технику в ручную вышивку, геометрическую гладь.

На выставке были и реставрированные полотенца.

К примеру, рушник, вышитый в 1910 году жительницей села Ефремкино Кармаскалинского района Ольгой Кирилловой.

Своё место на выставке заняло полотенце Зубайды Кашфуллиной, которое было вышито в 1958 году в деревне Чуртанлыкулево Балтачевского района.

Чувашский рушник «Птицы счастья» вышила ученица Чувашской воскресной школы Ирина Фаухиева.

«Птица –  обитатель небесного мира, символ тепла, света, любви и счастья. Знак воскресения природы. Использовалась фабричная льняная канва, нитки мулине, кружево ручной вязки из натуральных ниток. Использованы швы чувашской вышивки: пунктир, косой стежок, редкий крест и браная вышивка», – говорится в пояснительной записке к экспонату.

Для крещения новорождённой дочки в 1978 году Маргарита Миллер также вышила праздничный рушник, а Алевтина Зильбер из села Архангельского вышила полотенце «Розы Любви» на свадьбу старшей сестры.

На выставке также представлены полотенца конца XIX века.

На многих из них изображены символы с глубоким смыслом. К примеру, вышивка с птицами, с повернутыми друг другу головами – означают взаимную разделённую любовь. Это знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака; на таком рушнике родители благословляли молодых, он был особенной святыней, которую не показывали посторонним и берегли, передавая из поколения в поколение.

Галиме Галеевой, жительнице села Нижнеяркеево Илишевского района, полотенца соткала ее тетя, Марзия Валиева.

«Приданое готовили заранее, мне было пять лет. В приданое невесты клали все необходимое для молодоженов», – вспоминает обладательница реликвии.

У Райсы Хасановой хранится льняное полотенце, которому более ста лет. Оно досталось ей от прабабушки Гатифы Байгазиной 1898 года рождения. Чёрные крестики на узорах означали принадлежность к тому или иному роду или семейству.

На выставке представлены  башкирские,  русские, татарские, мишарские,  удмуртские, марийские,  чувашские, белорусские, украинские,  немецкие и латышские полотенца.

Выставка старинных рушников будет открыта до 17 апреля 2022 года.

blank