Лето – время молений марийского народа
Продолжается работа по восстановлению священных рощ – мест молений.
Марийцы – дети природы, они верят в духов и поклоняются деревьям, поэтому молятся в специально отведенном месте – священных рощах. Эти места тщательно отбирались предками мари. Священные рощи существуют с древних времен. Считается, что в этих местах очень сильная энергетика и люди заряжаются ею. Ощущая себя частью природы, они общаются с Богом через деревья посредством жертвоприношения. До сих пор в каждой деревне помнят места, где живут духи и боги земли.
В некоторых местах эти рощи уже облагорожены, в других – ждут своей очереди.
«Шелыкы» восстановлены в таких деревнях, как Ирсаево, Нижнее Сорокино, Верхнее Сорокино, Чебыково, Чураево.
Недавно такое место открылось и в д. Староваськино. 11 июля 2024 года состоялось его открытие. Для проведения обряда был приглашен местный карт (марийский священнослужитель Камильянов Вячеслав) Эсен Элай.
«Люди понимают, что традиции предков – это не суеверие, а, прежде всего многовековая культура народа, уходящая корнями к заре всего человечества. К настоящему времени мари смогли сохранить невидимую нить с прошлым. Не зря их называют «последними язычниками Европы», – говорит Эсен Элай.
Проведение моления здесь запланировано на следующий год. Согласно марийским обычаям, оно должно проходить только в определенное время – в воскресенье после проведения праздника Семик (Семык).
14 июля в с. Мишкино прошли запланированные традиционные марийские моления «Кусо кумалтыш».
Семья Каншаевых принесли в жертву белого барана, а обряд провел марийский священнослужитель Вячеслав Камильянов (карт Эсен Элай).
Мари Мишкинского района продолжают бережно сохранять древние обычаи молений. Согласно обычаю с утра моются в бане, надевают чистую одежду – в рощу необходимо идти с чистыми помыслами и чистой душой. Во время молений женщины и мужчины должны быть в головных уборах – ялук (жен.) и теркупш (муж.). Во время проведения молений накладывается запрет на то, чтобы шуметь, громко разговаривать.
И еще много таких «ойӧрӧ» (табу) есть у марийцев, придерживаться которых мы учимся, – рассказывает специалист Марийского ИКЦ Динара Владимирова.