Философское осмысление Года башкирской культуры
В круглом столе, организованном Всемирным курултаем башкир, ученые обсудили вопросы о философии модернизации, сочетании традиционализма, современности и модерна. В установочном обсуждении участвовали доктор философских наук, председатель региональной общественной организации «Ассамблея народов Республики Башкортостан» Зугура Рахматуллина, кандидат философских наук Рустем Вахитов, кандидат философских наук Азат Бердин, политолог Александр Дзермант.
Зугура Рахматуллина рассказала о философии башкирского модернизма.
Сегодня мы живем в эпоху постмодернизма. Ключевая характеристика нового времени- это перекличка модернизма, который в свое время напрочь отбросил все традиции и сегодня снова возвращается к этой диалектике новаторства, новаций и традиционных ценностей, в частности, культуре. Наша башкирская культура основывается на своеобразных ментальных характеристиках. Я в свое время изучала башкирский национальный дух, который лежит в основе башкирской культуры. Сегодня эти ценности сохраняются, не теряют актуальности, и мы видим, что в российском масштабе мы также возвращаемся к этим традиционным ценностям. Это и этизм, и эстетизм, и уважение к своим историческим символам-национальным святыням, возвращение к традиционным ценностям института семьи. Мы видим, как в западной фаустовской культуре появляются понятия «родитель №1, родитель №2», и эти нормы пытаются проецироваться на наш культурный мир. Отечественная культура, в частности башкирская культура, противостоит этим ложным идолам-лжеценностям. Башкирская культура и отечественная в целом берегут свои базисные ценности.
Мне нравится высказывание известного философа А.Бергсона: «Если философия не может сказать, откуда и куда, собственно, мы идём, то она не стоит получаса размышления».
Современная башкирская философия сегодня должна дать некую мировоззренческую основу диалектики традиционного и нового в дальнейшем развитии башкирской культуры, потому что задерживаться только в традиционном мире, когда мы живем в совершенно других системах координат ( это и виртуальный мир, это и глобализация, и универсиализация неких ценностей), мы не можем. Мы должны шагать в ногу со временем, в том числе и наша культура, и наше искусство, т.к. искусство – сердце культуры, квинтэссенция культуры. Философия сегодня должна ориентировать деятелей культуры, творцов искусства, как эту диалектику правильно соблюдать, как не остаться только в прошлом, красивом и добром, в котором веками жили наши предки, и как бы не “переборщить” с современностью и не оторваться от своих истоков. Перед башкирской философией стоит очень важная задача-показать ориентиры, в каком направлении нам двигаться.
Очевидно, сегодня отечественная культура, башкирская культура возвращаются к тем ценностям, которые сохраняют облик российской цивилизации. Есть святые вещи, и нельзя заходить со своим уставом в культуру других народов, нужно уважать их, уважительно относиться, и в то же время мы должны творчески перенимать иной современный опыт, опыт других культур.
Принцип диалога, равновеликого, равнозначного диалога, который работает и на сохранение нашей традиционной сути, культурной сути, духовной сути, наших ментальных особенностей, и в то же время умение идти в русле современных требований – искусство серьезное, требующее от философов больших усилий. Философия как методологическая основа культурных изысканий в башкирском культурном мире и научной мысли должна выполнять просветляющую, мировоззренческую, направляющую функции. В данной ситуации относительно развития культуры должен быть диалог между философами, искусствоведами, культурологами. Межведомственные исследования будут работать только во благо. Не только философия культуры, но и моральная философия, и эстетическая философия должны суметь объединить два начала- приверженность к традициям и созвучность современным требованиям. Как это будем делать- это тактика. А стратегия сегодня идеологическая понятна.