Дидух
Дидух (еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник) –это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками. Количество пучков (колосьев в пучке) должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.
Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен. Став украшением каждой украинской хаты, он с одной стороны являлся жертвоприношением силам природы, а с другой – символизировал «деда», родоначальника семьи, был воплощением бога Коляды, местом пребывания духовдедов-прадедов, опекунов и покровителей своего дома, символом сохранения традиций и памяти о предках.
Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества. В Святой вечер хозяин дома торжественно заносил его в хату, приговаривая: «Дідух до хати – біда із хати».Дидуха ставили на солому на почетное место на покути (в красном углу)под иконами возле праздничного стола. Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и спокойствие.
Праздничный сноп находился в доме в течение недели, хотя источники дают разную информацию: и до Крещения, и до Масленицы, и до Пасхи. Затем солому из-под снопа сжигали. С покути отделяли часть Дидуха, которую обмолачивали и одаривали зернами дорогих людей или добавляли к зернам предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили. Из колосков оставшейся части, добавляя еловые ветки и васильки, делали кропило для святой воды. По некоторым источникам отслужившего Дидуха сжигали, а иногда Дидух мог стоять и до следующего года.