blank

Чувашские головные уборы «тухья» и «хушпу»: типичные ошибки при изготовлении

Представляем вашему вниманию статью Светланы Матвеевой, главного специалиста Чувашского историко-культурного центра, руководителя Народного чувашского фольклорного ансамбля «Шевле».

«Типичные ошибки при изготовлении чувашских головных уборов «тухья» и «хушпу»

современными мастерами и использовании их коллективами художественной самодеятельности».

Чуваши не строили грандиозных пирамид, храмов и дворцов, не создавали монументальных скульптур и фресок. Но было нечто такое, благодаря чему они сохраняли из века в век внутреннее единство и своеобразный этнокультурный облик. Это — сила древних культурных традиций, выраженная в языке, мелодиях, фольклоре, орнаменте и костюме.

Неотъемлемой частью чувашского костюма является головной убор.

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. У чувашских девушек и женщин существует два вида головных уборов. Это девичий головной убор тухья и женский головной убор хушпу.

Тухья — девичий головной убор из серебра и разноцветного бисера. Существует в двух формах: шлемовидная и шапочкообразная. Первая принадлежит к этнографической группе анатри (низовых чувашей) и анат енчи (средне-низовых чувашей), а вторая- вирьял (верховых чувашей). У тухьи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краёв, красиво оформлялся козырёк убора-красным коралом и монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические фигуры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зелёных бисеринок. Тухья не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову.

По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Она отличалась полностью закрытым верхом и преобладанием в декоре серебряных монет мелкого и среднего размера. Для отделки использовался и красный бисер, но здесь он играл незначительную роль.

Замужние женщины надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку тевет, нагрудник трапециевидной формы алка с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль.

Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

В настоящее время появилось очень много мастеров изготовления головных уборов «тухья» и «хушпу». Но, к сожалению, многие из них не имеют представления какими должны быть девичий головной убор «тухья» и женский головной убор «хушпу». Сечас я хочу остановиться на некоторых головных уборах, которые одевают участники некоторых чувашских ансамблей. Такие головные уборы носят участники одного из ансамблей г. Уфы. Этот головной убор ни тухья, ни хушпу. Оно сделано как хушпу с хвостом, но в верхней части у хушпу должны быть только монеты.

Или ещё такие головные уборы у следующего ансамбля. Верхушка женского головного убора хушпу, а сам головной убор – тухья, потому что сделана без хвостика и бисером.

Особо хочется отметить соблюдение возрастных особенностей. Очень часто на сцене можно увидеть почтенных бабушек 60-80 лет, красующихся в девичьих головных уборах тухья, или девушек в женских головных уборах хушпу.

Очень часто можно заметить нарушение правил ношения чувашского традиционного костюма:

-из-под хушпу(у женщин) или тухья (у девушек) видны волосы;

-хушпу часто одевается на голову без сурпана.

Многие коллективы слепо копируют несвойственных чувашам Южного Приуралья костюмных традиций, а также манеры ношения, получивших распространение в других регионах Российской Федерации или ставшим «модными», благодаря выступлениям артистов профессиональных или других коллективов Чувашии. Фольклорные коллективы должны одевать те костюмы, которые носили их предки.

Можно заметить и такое явление, как игнорирование местного аутентичного костюма, копирование костюмов других коллективов.

Моему ансамблю уже больше 50 лет. Основала коллектив моя мама Васильева Ольга Моисеевна. Они часто одевали и лапти, когда показывали обряды. Народный чувашский фольклорный ансамбль «Шевле» со дня основания носит старинные самотканные льняные чувашские костюмы XIX века и старается сохранить все обряды, старинные песни и костюмы низовых чувашей.

blank