blank

В Дюртюлинском музее прошёл круглый стол “История и культура северо-западных башкир”

Сегодня в Дюртюлинском историко-краеведческом музее на родине башкирского сәсәна Фарраха Давлетшина прошёл круглый стол “История и культура северо-западных башкир”, организованный ГБУ Дом дружбы народов, где приняли участие краеведы, историки и реконструкторы этнической одежды и быта.

Председатель Общества краеведов РБ Марат Зулькарнаев подчеркнул вклад краеведов в изучение истории и этнографии.

— Множество музейных экспонатов – плод изысканий наших краеведов. Ваши наработки являются основой для планирования этнографический экспедиций и полноценных научных исследований. Желаю вам успехов в вашем достойно деле, – сказал Марат Миннигалеевич.

Историк и публицист Салават Хамидуллин обратил внимание на своеобразие политического устройства башкирского общества, проведя параллели с горизонтальными политиями античности и средневековья.

Об особенностях формирования башкирского языка и его диалектов и говоров информацию представил доцент Башкирского государственного университета, кандидат филологических наук Искандер Саитбатталов.

— Современный башкирский народ сформировался в течение нескольких веков. Вливались новые племена, в большинстве – тюркские, и они вносили свои говоры. Благодаря тесному общению башкирских родов все эти говоры смешивались – результатом можно назвать современные диалекты башкирского языка. Только два говора смогли сохранить свою родовую идентичность – это гайнинцы, два столетия назад отделенные от основной массы башкирских родов и салъют, имеющие монгольское происхождение. Диалект северо-западных башкир имеет вполне чёткие границы, определённые в ходе ряда экспедиций ХХ века, – сказал Искандер Расулевич.

Костюм северо-западных башкир представила участникам круглого стола руководитель студии “Тамға” Зульфия Краснова. Она рассказала об исследованиях, которые легли в основу костюмов, представленных студией на республиканский конкурс “Тамға”. Начиналось все с данных экспедиций 50-х годов, музейных экспонатов, краевед чешских данных.

В 2020-2021 годах коллектив провел экспедиции по селам северо-западных районов Башкортостана и на основе этих данных команда разработала костюмы северо-западных башкир. Особенность узоров – ярко выраженный “геометризм” форм: прямые углы и линии. Башкирский узор “дөйә” здесь становится более угловатым “гора”.

— Наш костюм имеет самобытные особенности, которые позволяют использовать эти элементы и в одежде, и в дизайне интерьера. Платья из лёгких, дышащих тканей очень актуальны сегодня, а яркие геометрические узоры вполне гармоничны в современности, – отмечает Зульфия Краснова.

Предложения о развитии тяги к родным языкам выдвинула главный специалист БИКЦ в Илишевском районе Гузель Нуриева.

— Интерес молодого поколения к родному языку можно поддержать проведением конкурса стихотворений, молодых сэсэнов. Наш историко-культурный центр проводил подобные конкурсы и мы готовы предоставить материалы, чтобы масштабировать этот конкурс на республиканский уровень, – предложила Гузель Расимовна.

Краевед из г. Нефтекамск а Рустам Алетдинов выступил с докладом “Изучение истории деревни по ревизским сказкам и фольклору”.

— Обязательным дополнительным источником краеведа являются местные сказания, легенды. В дополнение к таким основным источникам как ревизские сказки и подворные переписи они раскрывают прошлое деревень. Например, считалось, что ия деревни Имяново происходит от имени основателя, но тщательно изучение фольклорных данных позволяет сказать, что это не антропонимы, а происходит от дубовой рощи, которую считали ориентиром башкиры во время кочевий, – отмечает Рустам Алетдинов.

О кураистах и традициях курая среди северо-западных башкир рассказал участникам круглого стола известный популяризатор народного искусства, Народный артист Республики Башкортостан, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Юлай Гайнетдинов.

Начальник отдела генеологии, выставочной и издательской деятельности Национального архива РБ Зуфар Гатиятуллин представил документы об участии башкир в Отечественной войне 1812 года. Отдельно он остановился на исследовательской повестке в этой области. Так, имеются данные об участии более чем двадцати башкирских поляков и теперь надо продолжить это исследование в арабографичных данных.

О современных тенденциях в этнической идентичности северо-западных башкир сказал заместитель директора АНО “Шежере” Ильгиз Султанмуратов. В частности, он остановился на понятии “двойная идентичность” и анализе ситуации с точки зрения социологии.

О родословной рода Кыргыз рассказал Фидан абый Марваров. Этот клан северо-западных башкир имеет богатую историю, подтвержденную в шежере.

— Самое раннее шежере, которое у нас имеется – относится к началу XIV века и начинается с имени Кандр-бия, главы рода Кыргыз. В записях мы можем наблюдать создание новых деревень в конце XVII века: Тупеево (Тупей Бизергянов), Илишево (Илиш Айтуганов), Исянбаево (Исянбай Янурусов) и Шамматово (Шаммет Илишев), Аҡтаныш (Танеш Куккузов), – говорит Фидан Садыҡович. Он также отметил, что и наш Илишевский район назван в честь Илиша Айтуганова.

blank