blank

«Выль кенак пыртон» («Обряд вхождения невесты в дом жениха»)

Филиал ГБУ ДДН РБ – Удмуртский историко-культурный центр провел онлайн-урок, посвященный обрядовому действию закамских удмуртов «Выль кенак пыртон» («Обряд вхождения невесты в дом жениха»). Методист Ксения Милиятова рассказала подробности обряда:

“С утра пораньше родственники жениха готовятся к Вылькенак пыртон, куда соберутся родственники со стороны жениха и друзья жениха с невестой. Отец топит баню, так как перед любой молитвой, все должны помыться. Мать с невесткой стряпают, готовят. До прихода гостей все уже умытые, стол накрыт. Затем варят кашу. Родная бабушка жениха (если их нет, то из ближайших родственников) в теплой бане одевает, наряжает невесту в удмуртский национальный костюм. Выходя из бани, невеста одной рукой держится за жениха, другой за платок Азьветлись. Азьветлись назначают женщину, либо сестру жениха, либо тётю со стороны отца. При заходе домой в праздничной одежде невесты, у порога эту тройку жених-невеста-Азьветлись ждёт младший брат жениха (либо племянник, либо двоюродные братья со стороны отца) с еловой веткой. На ветке лежит быдэс (серебряная монета) и платок. Обязанность ждущего младшего члена семьи – произнесение таких слов невесте: «Бур пыддэ лёг, кенак » («Наступи правой ногой, тетя»). Невеста, ступая правой ногой, заходит вместе с женихом и Азьветлись в дом. Платок, на который наступила невеста, дарят ей самой и она должна будет его носить. В доме мать жениха усаживает невестку на подушку, чтобы жизнь была мягкой. Тем временем молодых ждут за праздничным столом во главе с Бадзым анай и Бадзым атай, которые сидят торо шорын (на почетном месте за столом) на подушках. (Бадзым атай- старший брат или дядя жениха со стороны отца, бадзым анай-жена старшего брата или дяди). На стол приносят кашу и тыр нянь (каравай хлеба) с маслом. Молодые пробуют кашу и идут за водой к роднику. По дороге домой обливаются водой, желают молодым счастья, крепкого здоровья, чистоты и искренности в отношениях. Далее родниковую воду невесты пьют по очереди за денежку. Обряд продолжается песнями и танцами в доме жениха. Далее гости направляются в гости к родственникам жениха”.

blank