Новости

На выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Константина Сергеевича Аксакова - русского мыслителя XIX века, филолога, историка, поэта, публициста и общественного деятеля, в Культурно-историческом центре "Музей С.Т. Аксакова" при МИИГАиК представлены фотографии с малоизвестных изображений из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного литературного музея, Музея Москвы, Мемориального Дома-музея С.Т. Аксакова г. Уфа, Музея-заповедника писателя С.Т. Аксакова с. Аксаково, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки.

Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) родился в селе Ново-Аксаково (или Знаменское) Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Он был старшим сыном писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. «Милый друг», «мой Первенец», «дражайший Константин» - душевными эпитетами наполнены письма Сергея Тимофеевича Аксакова к своему старшему сыну. По воспоминаниям брата Ивана: «С своей страстной натурой Сергей Тимофеевич (после рождения Константина) страстно отдался чувству отца и почти буквально заменил для своего сына-первенца няньку. Ребенок засыпал не иначе, как под его баюканье. Влияние отца окружало Константина Сергеевича с детства, сопровождало всю жизнь, и едва ли можно себе представить связь более тесную, чем та, которая соединяла отца с сыном. Со своего рождения до самой кончины С.Т. Аксакова в 1859 году Константин Сергеевич расстался с отцом только однажды, и то всего на 4 месяца».

В детстве Константин проявлял незаурядный интерес к русской  истории. Его брат Иван писал, что уже тогда он демонстрировал «все те инстинкты, которые потом… развились в так называемой славянофильской системе». В 1832 году Константин поступил на словесное отделение Московского университета. Он оставил яркие воспоминания о студенческой жизни 30-х годов XIX века и профессорах ведущего университета Российской империи. На первом курсе университета Константин Сергеевич познакомился с Н.В. Станкевичем, и стал членом его кружка, где велись горячие споры об истории, философии, литературе, о судьбе России. Здесь формировались взгляды будущих западников и славянофилов: К.С. Аксакова, В.Г. Белинского, М.А. Бакунина, М.Н. Каткова. Огромное влияние на мировоззрение К.С. Аксакова оказало знакомство с Ю.Ф. Самариным и А.С. Хомяковым.

В 40-х годах дом Аксаковых стал центром славянофильского кружка. Константин, а через несколько лет и его брат - Иван стали главными идеологами этого течения. Встречи славянофилов проходили в литературном салоне у Елагиных по воскресеньям, по пятницам - у Свербеевых, по субботам - в доме Аксаковых. Что же требуется от России и для России? – размышлял Константин Аксаков. - Не подчинение себе противоположного мира, а укрепление собственного - во имя сохранения равновесия бытия как такового. А для этого необходим «большой запас веры и внутренней силы духа… Опасность для России одна: если она перестанет быть Россией».

Огромную роль в развитии России К.С. Аксаков отводил народу,  считая его носителем внутренней правды, общественной нравственности и стремления к духовной свободе. Сам Константин Сергеевич, по  свидетельствам современников, счастливо сочетал в своем характере  горячность и максимализм сторонника славянофильских идей с  безупречностью нравственной репутации. К.С. Аксаков находился в дружеской переписке с Н.В. Гоголем, который верил в его большое будущее как филолога и литератора: «Пред Вами поприще великое… Пред Вами громада - русский язык!... Наслажденье глубокое зовет вас…примитесь за работу вашу».

Значителен вклад К.С. Аксакова в историю русской словесности. В 1847 году он защитил в Московском университете магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской истории и русского языка», затем создал исследование, посвященное русским былинам и «Опыт русской грамматики». К.С. Аксаков всегда живо откликался на выходящие в свет произведения современной литературы, высказывая оригинальные мнения со славянофильских позиций. Так, в произведениях «натуральной школы» петербургских авторов он не одобрял уныние, эмоциональную апатию, рефлексию, видя их причину «в оторванности от русской земли», мнимом превосходстве перед народом.

Сегодня Константин Аксаков как поэт, переводчик и драматург малоизвестен. Его стихи проникнуты романтическими мотивами. Он любил Москву и посвятил ей немало стихотворений и пьесу о 1812 годе. Как публицист К.С. Аксаков участвовал во многих славянофильских изданиях: «Московском сборнике», «Русской беседа», «Московском наблюдателе», «Москвитянине». С 1857 года он фактически был редактором газеты «Молва».

Каждый экспонат выставки сопровождается выдержками из эпистолярного наследия семьи Аксаковых, биографических очерков и современных научных исследований. Этот материал позволяет по достоинству оценить глубину мысли, своеобразие политических идей, широту культурных интересов и духовно-нравственные принципы Константина Сергеевича Аксакова.