Новости

Особое значение удмурты придавали молениям, которые посвящали началу и завершению сельскохозяйственных работ. Одно из них, наиболее значимое, проводили после завершения уборочных работ в начале или  середине декабря15 декабря в с. Новые Татышлы в священной роще прошел обряд зимнего моления.

На молебен «Тол вось» (Зимнее моление) собрались представители всех соседних деревень: д. Бальзюга, с. Новые Татышлы, д. Майск Татышлинского района. Следует отметить, что закамские  удмурты и поныне имеют возможность обращаться к Инмару-Кылчину (Верховный Бог) на своем родном удмуртском языке. Это одна из важнейших причин, способствующих сохранению национального самосознания этнической группы удмуртов.

Календарный праздник "Тол вось" относится к дохристианской традиции и посвящен окончанию полевых работ. В этот день, по удмуртской традиции, нужно поблагодарить землю за урожай и приготовиться к зиме. С раннего утра в священной роще начинаются приготовления к молению. Главный жрец  Рафиков Раис и его помощники: Мухаметзянов Файзи, Камидуллин Сидор, Камидуллин Менказип, Даутов Зиннат, Мусакаев Павел, Кабиоков Валерий, Шаймухаметов Виктор, Хабибьянов Кабрислам, Зайнуллин Хабибьян, Гараев Рифан, Миннимухаметов Гульмихан, Гильмияров Марат, Фархутдинов Вячеслав проводят подготовительные работы. Готовят кострище, дрова, родниковой водой моют посуду, котлы, закалывают жертвенных животных. До прибытия народа проводят два этапа моления.

К 15.00 часам собираются жители из деревень. По прибытии народа молятся в третий раз с кашей, потом поровну делят освященное мясо и кашу, и все приступают к трапезе. Завершив трапезу, главный жрец благодарит богов и всех присутствующих участников этого великого праздника – моления. Потом каждый участник благодарит жрецов и уходит домой. На месте молений остаются лишь жрецы и их помощники. Они сжигают кости жертвенных животных в костре, снимают полотенца, разбирают «небесные ворота».  В завершение церемонии главный жрец с березовыми ветками в руках три раза обходит по солнцу кострище, при этом как бы подметая к центру пепел. В самом конце три раза совершают поклоны и уезжают домой.