Новости

5 августа главный специалист удмуртского историко-культурного центра – филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ – Ирина Самигулова провела обрядовое действие Выль кенак пыртон (обряд вхождения невесты в дом жениха).

С утра пораньше родственники жениха готовятся к обряду, куда соберутся родственники со стороны жениха и друзья жениха и невесты. Отец топит баню, так как перед любой молитвой, все должны помыться. Мать с невесткой стряпают, готовят. До прихода гостей все уже умытые, стол накрыт. Затем варят кашу. Родная бабушка жениха (если их нет, то из ближайших родственников) в теплой бане одевает, наряжает невесту в удмуртский национальный костюм. 

Выходя из бани, невеста одной рукой держится за жениха, другой за платок Азьветлись. Азьветлись назначают женщину, либо сестру жениха, либо тётю со стороны отца.

У порога дома эту тройку жених-невеста-Азьветлись ждёт младший брат жениха (либо племянник, либо двоюродные братья со стороны отца) с еловой веткой. На ветке лежит быдэс (серебряная монета) и платок. Обязанность ждущего младшего члена семьи – произнесение таких слов невесте: «Бур пыддэ лёг, кенак » (Наступи правой ногой, тетя). Невеста, наступая правой ногой, заходит вместе с женихом и Азьветлись в дом. 
Этот платок, на который наступила невеста, дарят ей самой и она должна будет его носить.

В доме мать жениха усаживает невестку на подушку, чтобы жизнь была мягкой.

Тем временем молодых ждут за праздничным столом во главе с Бадзым анай и Бадзым атай, которые сидят торо шорын (на почетном месте за столом) на подушках. (Бадзым атай – старший брат или дядя жениха со стороны отца, бадзым анай – жена старшего брата или дяди). На стол приносят кашу и тыр нянь (каравай хлеба) с маслом. Молодые пробуют кашу и идут за водой к роднику. По дороге домой обливаются водой, желают молодым счастья, крепкого здоровья, чистоты и искренности в отношениях.

Далее родниковую воду невесты пьют по очереди за денежку. Обряд продолжается песнями и танцами в доме жениха. Далее гости направляются в гости к родственникам жениха.