Новости

16 декабря в Чувашском историко-культурном центре – филиал ГБУ Дом дружбы народов РБ собрались учащиеся начальных классов.

Дети с удовольствием познакомились с чувашским бытом, особенностями   старинного интерьера комнат в чувашских домах. Но особенно интересной для детей стала информация, как в старину и в настоящее время делают валенки (пима). Ведь в мороз и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.

Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся вкруговую валенки. Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма. Хотя валенки одевали не только русские, но и другие народы.

«Я помню, как в 60-х годах в с. Суук-Чишма приезжали мастера из Ульяновска и Чебоксар. Они всегда останавливались в доме моей бабушки. Так как она жила одна, пускала их на постой. Мастера вручную валяли валенки, в доме было очень жарко и сыро. Со всей округи приходили люди со своими заказами. Каждый приносил еду на 3 дня, обязательно приносили дрова, чтобы топить печь и сушить готовое изделие. Когда не стало бабушки, они останавливались в других домах. В настоящее время они часто приезжают в соседнее село Ильтеряково. Наши селяне заказывают валенки у них. Селяне, кто держит овец, всегда старались заказывать у мастеров, так как считали, что валенки ручной работы мягче и полезнее, так как изготавливается без кислоты»,- вспоминала главный специалист чувашского историко-культурного центра Светлана Матвеева.

Дети с удовольствием слушали эти воспоминания и задавали вопросы.